Главная » Наука и технологии » Анализ ДНК показывает, что чума была причиной упадка фермеров каменного века

Анализ ДНК показывает, что чума была причиной упадка фермеров каменного века

Древняя ДНК из костей и зубов намекает на роль чумы в коллапсе населения каменного века. Вопреки прежним представлениям, чума могла сократить население Европы задолго до крупных вспышек чумы в Средние века, показывают новые исследования, опубликованные в журнале Nature.

В Европе XIV века эпидемия чумы опустошила население во время так называемой «Черной смерти», унеся жизни почти трети населения.

Однако чума появилась в Скандинавии на несколько тысяч лет раньше, и, несмотря на ряд теорий, предполагающих обратное, чума могла вызвать эпидемию, согласно новому исследованию Копенгагенского университета.

Ученые из Института Глоуба в сотрудничестве с исследователями из Гетеборгского университета в Швеции проанализировали ДНК из древних зубов и костей 108 человек, умерших 5000 лет назад.

«Анализы показывают, что 18 из этих людей, 17%, были инфицированы чумой на момент смерти. Более того, наши результаты свидетельствуют о том, что самый молодой штамм чумы, который мы идентифицировали, мог иметь эпидемический потенциал», — говорит постдок Фредерик Сирсхольм, который руководил анализом ДНК.

Это означает, что чума того времени могла стать фактором, способствующим коллапсу населения в конце неолита, известному как неолитический спад. Этот демографический спад привел к исчезновению значительной части земледельческого населения в Скандинавии и Северо-Западной Европе всего за несколько столетий, 5000 лет назад.

«Мы пока не можем доказать, что это было именно так. Но тот факт, что мы теперь можем показать, что это могло произойти именно так, имеет большое значение. Причина этого сокращения популяции, о которой мы знаем уже давно, всегда была предметом споров», — говорит Сирсхолм.

Проанализированный археологический материал в основном происходит из коридорных могил в Швеции, но один из экспонатов был найден в каменном склепе в Стевнсе, Дания.

Анализы проводились с использованием метода, называемого «глубоким дробовиком», который позволяет исследователям извлекать очень подробную информацию из археологического материала, даже несмотря на то, что древняя ДНК часто сильно повреждена или деградировала. Исследователи исследовали ДНК из зубного и костного материала периода неолита, изучая как семейные связи, так и заболевания у отдельных лиц.

«Нам удалось провести комплексное картирование родословных чумы и подробное описание других микробов в данных ДНК. В то же время, благодаря этим анализам, мы смогли рассмотреть ДНК человека с широкой и локальной точки зрения, а также вплоть до индивидуального уровня, получив картину социальной организации, существовавшей в то время», — говорит соавтор исследования Мартин Сикора из Института Глобуса.

Тот факт, что у 17% людей, чья ДНК была проанализирована, была обнаружена чума, свидетельствует о том, что чума была распространена в Скандинавии в конце каменного века.

В одной из проанализированных семей было зафиксировано не менее трех вспышек чумы на протяжении шести поколений семьи, которые исследователям удалось отобразить.

«Вопрос о возможных родственных связях между людьми, чьи кости и зубы были найдены в мегалитических гробницах, обсуждается уже не менее 200 лет. Было много теорий и предположений, но теперь, благодаря ДНК, у нас есть данные», — говорит соавтор исследования Карл-Йоран Шёгрен из Гетеборгского университета.

Сирсхолм полагает, что новые результаты опровергают предыдущие теории, предполагавшие, что сокращение популяции не могло быть вызвано чумой.

«В связи с сокращением численности населения в конце неолита высказывались предположения как о войнах, так и о вспышках инфекционных заболеваний, включая чуму. Было несколько теорий, связанных с чумой, и одна из них предполагала, что чума не могла вызвать эпидемию, но это предположение больше не актуально», — говорит Сирсхолм.